ЕРЕВАН, 9 октября. /АРКА/. По мере того как платежный бизнес и транзакционное банковское обслуживание развиваются с головокружительной скоростью на фоне ужесточения государственного регулирования, а также внедрения цифровых инноваций, банки могут превзойти конкурентов, используя свою собственную обширную инфраструктуру и знание клиентов. Об этом, как пишет Vestifinance.ru, говорится в новом докладе The Boston Consulting Group (BCG) «Международные платежи — 2015: прислушиваемся к голосу клиентов».
В докладе, составленном по результатам тринадцатого исследования BCG в сфере мирового платежного бизнеса, представлен всесторонний обзор данной отрасли. В нем также освещаются результаты недавнего опроса BCG о предпочтительных способах оплаты, в котором участвовали около 5 500 клиентов из четырех стран (Франция, Германия, Великобритания, США), а также детально рассматривается рынок транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов. При подготовке доклада компания BCG четвертый год подряд сотрудничала со SWIFT – международным поставщиком услуг по безопасной передаче информации и совершению платежей.
Вместе с докладом BCG выпускает вторую версию интерактивного ресурса Global Payments Model Interactive, доступную на сайте bcgperspectives.com; данный ресурс позволяет проанализировать изменения, которые произойдут в различных регионах и сегментах рынка платежей с конца 2014 г. по 2024 г. Он представляет собой набор интерактивных диаграмм, отображающих объем и стоимость безналичных операций по всему миру.
«В ближайшие десять лет в сфере платежей произойдут революционные изменения и откроются огромные возможности. Хотя банки сталкиваются с ростом конкуренции, фактически у них есть необходимые активы для того, чтобы сыграть определяющую роль в развитии рынков. Чтобы продолжать извлекать ценность из своего платежного бизнеса, они должны решительно действовать по нескольким различным направлениям: увеличивать разнообразие своих цифровых интерфейсов, расширять ассортимент услуг, повышать эффективность своей операционной деятельности и формировать партнерства в рамках более широкой платежной экосистемы. Банкам также необходимо осознать, что для реализации стоимости платежей все большее значение будет иметь углубление взаимоотношений с клиентами, а не только непосредственное получение выручки», – отметил Стефан Даб, один из авторов доклада и руководитель международного направления транзакционного банкинга BCG.
Как сообщается в докладе, в 2014 г. выручка от международного транзакционного банковского обслуживания составила около $1,1 трлн, или примерно 27% от общего объема выручки от международного банковского обслуживания. Ожидается, что к 2024 г. этот показатель достигнет примерно 2 трлн долл. США; данный рост будет связан с выручкой по счетам (40%) и операциям (34%) и с неоперационными поступлениями по картам (26%). Быстроразвивающиеся страны (также часто называемые «развивающимися рынками»), большинство из которых стремится к большей доступности финансовых услуг и активизации перехода от наличных платежей к электронным, демонстрируют более сильный рост по всем показателям, чем рынки развитых стран, и эта тенденция будет сохраняться.
Хотя в 2014 г. на долю розничных платежей приходилась лишь незначительная часть мировой стоимости сделок (всего 11%), выручка от этого вида операций составила 78% общего объема выручки от платежей; ожидается, что к 2024 г. они обусловят 73% общего роста выручки. Крупнейшим в мире рынком платежей и транзакционного банковского обслуживания остается Северная Америка; в 2014 г. общий объем выручки от розничных платежей в этом регионе составил $238 млрд (28% от общемирового объема); по прогнозам, до 2024 г. совокупный среднегодовой темп роста этого показателя будет составлять 4%.
По данным опроса BCG, есть три главных причины медленного внедрения цифровых способов оплаты: отсутствие убедительных рыночных предложений, превосходящих традиционные способы оплаты и структуру дохода; сохраняющиеся опасения насчет безопасности и обеспечения конфиденциальности информации; и – как следствие – недостаточное принятие данного метода оплаты предпринимателями и недостаточное удобство для потребителей. Как утверждает BCG, банки должны на самом высоком уровне информировать потребителей о цифровых способах оплаты и их дополнительных преимуществах.
По данным опроса BCG, 55% респондентов либо не видят смысла в «мобильных кошельках», либо никогда о них не слышали. Банковской отрасли, поскольку она работает с сетями обслуживания банковских карт, также отведена важная роль в обеспечении соблюдения стандартов безопасности и связи, использования протоколов, а также в создании платформ, обеспечивающих полную прозрачность операций.
Кроме того, в докладе отмечается, что для того, чтобы в достаточной мере выделиться среди конкурентов и достичь успеха в новом мире цифровых технологий, отдельным банкам нужно создавать эффективные партнерства, активнее взаимодействовать с потребителями по вопросам, связанным с платежами, оптимизировать банковское обслуживание физических лиц в целом, а также экспериментировать с технологиями нового поколения.
По данным доклада, мировой объем выручки от транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов в 2014 г. составил около $330 млрд . Выручка от счетов и платежей составила $243 млрд ; ожидается, что к 2024 г. она возрастет почти вдвое – примерно до $480 млрд , при этом ее совокупный среднегодовой темп роста составит 7%. Выручка от операций торгового финансирования выросла на $45 млрд, а на долю дополнительных услуг (таких как представление информации) пришлось еще $40 млрд.
К 2024 г. выручка от операций торгового финансирования должна вырасти почти до $100 млрд, а ее совокупный среднегодовой темп роста составит 8%. В целом рост будет обусловлен увеличением объемов и балансов депозитных счетов, а также улучшением спредов. Однако степень значимости всех этих определяющих факторов в разных регионах будет различной.
Хотя прогнозы по росту совокупной выручки позитивные, в докладе говорится, что достичь превосходства в сфере транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов становится все труднее. Привлекательность данного направления привела к ужесточению конкуренции между банками, тогда как недостатки банковских услуг и развитие мультибанковских платформ открыли доступ в данную область конкурентам из числа небанковских организаций. Помимо этого, существенно возросло количество нормативных требований, которые необходимо соблюдать, что отрицательно повлияло на взаимоотношения с клиентами, банковские операции и разработку продуктов, а также ограничило возможности для выхода на международные рынки.
Как отмечает BCG, для решения текущих проблем и достижения лидерства в сфере транзакционного банкинга необходимо предпринять четыре ключевых шага: сосредоточиться на реальных потребностях казначеев и финансовых директоров, добиться превосходства в основных областях, подчеркнуть свои отличия от конкурентов по ключевым направлениям и превзойти конкурентов в плане эффективности стратегий выхода на рынок.
«Хотя в отрасли происходят огромные изменения, неизменно одно – платежный бизнес и транзакционный банкинг остаются ключевым источником стабильной выручки и основой взаимоотношений с клиентами и их лояльности, – подчеркнул Стефан Даб. – В мире цифровых технологий их значимость будет только продолжать расти». -0-