ЕРЕВАН, 14 июля. /АРКА/. Председатель ЦБ Армении Мартин Галстян заявил, что проводимая руководимым им ведомством инфляционная политика на фоне пандемии коронавируса была эфффективной.
«Наша денежно-кредитная политика в этот период существенно отличалась от ДКП, реализуемой другими странами. Очевидно, что мы (ЦБ РА) долгое время целенаправленно проводили политику низкой инфляции в Армении, основной целью которой было закрепление инфляционных ожиданий», — заявил Галстян в четверг на заседании парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам.
Он напомнил, что из-за пандемии с конца 2020 года в мире наблюдалось некоторое увеличение цен по причине изменения структуры потребления людей — то есть они больше потребляли не за рубежом, а дома, приобретая товары длительного потребления.
«Выделенные для производства данных товаров ресурсы стали ограниченными, поскольку со стороны правительств разных стран были объявлены локдауны, которые нарушили все транспортные звенья. В результате, вырос спрос на товаров и заметно снизилось предложение, вызвав рост мировой инфляции», — отметил глава ЦБ.
В качестве второго фактора, повлиявшего на рост цен в мире, Галстян назвал российско-украинское противостояние.
Галстян отметил, что в сравнении с 2020 годом, когда наблюдался спад производства и объявлялись локдауны, в 2022 году почти по всех странах был экономический рост, что заметно стимулировало восстановление спроса на товары и услуги. А тарифы на контейнерные перевозки заметно повысились (примерно в 5-6 раз).
«В результате за счет как внешних, так и внутренних факторов происходит заметное увеличение как фактической инфляции, так и инфляционных ожиданий», — констатировал глава ЦБ.
По его словам, результатом проводимой еще с 2015 года Центробанком политики низкой инфляции было отсутствие сильных инфляционных ожиданий у значительной части населения Армении, чего и удалось добиться.
Галстян пояснил причины наблюдаемого феномена. «Инфляция меняет поведение людей. Проживание в стране с высокой инфляционной средой приводит к высокому потреблению, что способствует созданию дополнительного ажиотажа и дополнительной инфляции», — сказал он.
Глава ЦБ констатировал, что в Армении растут цены не только на сезонные продовольственные товары (помидоры, огурцы), в том числе, импортируемые (зерно, сахар, растительное масло), но и услуги.
В качестве факторов он назвал как повышение цен на ввозимые товары, так и факт большего роста спроса, чем это позволяют производственные возможности на месте.
«Нас начинает беспокоить этот феномен, который наблюдается в Армении, а именно — инфляция из-за роста спроса, одним из источников которого является приезд в нашу страну людей из России и других стран. Это создало дополнительный спрос на товары и услуги внутри нашей страны», — констатировал Галстян.
Говоря о политике ЦБ РА в создавшейся ситуации, он отметил, что регулятор одним из первых в мире прибегнул к повышению ставки рефинансирования.
«В конце 2020 года, когда мы прогнозировали инфляцию в мире и закрепление инфляционных ожиданий, было решено поднять ставку — на 3,5% в целом в течение года. В результате, за счет проактивной политики в Армении и ставка не сильно повысилась, и инфляция в целом снижалась. В частности, пик инфляции наблюдался в ноябре 2021 года — 9,6%, затем в декабрe 2021 года инфляция упала до 7,7%, в январе составила 7,4%, а феврале — 6,4%, в отличие от других стран, где инфляция последовательно поднималась», — сообщил он.
Резюмируя вышесказанное, глава ЦБ констатировал, что ревальвация драма (к доллару) в создавшейся ситуации – не результат специальной политики ЦБ, а объективный процесс. «Справиться с ростом цен без вмешательства Центрального банка не удастся», — считает Галстян. ($1 — 410.67 драма). —0—