Интервью председателя правления ЗАО «Банк Анелик» Самвела Чзмачяна информационному агентству «АРКА».
АРКА — Господин Чзмачян, как Вы оцениваете стратегический альянс «Банка Анелик» с ливанским Credit Bank-ом? Какие шаги предпринимаются в рамках этого альянса?
С. Чзмачян- Сейчас идет консолидация между руководством Credit Bank-а и «Банка Анелик». Консолидация наших взаимоотношений, консолидация балансов, чисто человеческих пониманий, консолидация работ.
Идет процесс углубления взаимопонимания. Это самый важный момент, потому что я всегда считал и считаю, что главное не только в работе, но и в жизни в целом, это человеческие взаимоотношения, и эти взаимоотношения должны быть такими, чтобы работа спорилась. Если честно, — в лице руководства и собственников ливанского Credit Bank-а мы нашли таких людей, которые нас понимают и мы их понимаем, так как у нас есть много общего. Ливанцы — христиане, и наш уклад им очень близок.
АРКА — Какова ситуация с показателями «Банка Анелик»?
С. Чзмачян — Сегодня уже можно констатировать, что в принципе создалась очень интересная ситуация с основными показателями «Банка Анелик». Невзирая на все огромные трудности, которые свалились на нашу экономику, на всю банковскую систему, и, в частности, на «Банк Анелик» в плане того, что главным образом ухудшение положения в экономике привело к невыплатам по кредитам, что, в свою очередь, спровоцировало в банках достаточно большой процент неплатежей, все равно, банковская система Армении, и это не бахвальство, продвинулась на шаг вперед. Это очень интересный фактор.
Нужно отметить, что очень правильную политику все эти годы вели и правительство, и Центральный банк. Я не занимаюсь их расхваливанием, а констатирую факт, что они вели очень правильную политику.
Одно время нас, то есть банковскую систему, критиковали из-за наличия излишней ликвидности. Но как видите, именно эта излишняя ликвидность способствовала тому, что когда даже в странах с огромным экономическим и энергетическим потенциалом, таких как Россия, Украина, не говоря уже о многих европейских странах, по всему миру десятками, сотнями рушились банки, ни с одним армянским банком этого не произошло, и я почти уверен, что не произойдет. В этом нам помогла главным образом ликвидность.
К тому же почти у всех банков по основным показателям наблюдается рост и достаточно большой.
В частности, приведу пример «Банка Анелик». Если активы банка в конце 2008 года составляли 36,1 млрд. драмов, то сейчас — 49,1 млрд. драмов, выданные кредиты составляли 19,3 млрд.драмов, сейчас — 24,5 млрд. драмов.
По активам рост составил почти 35%, по выданным кредитам — 27%. Если вложения в ценные бумаги банка в 2008 году составляли 1,4 млрд. драмов, то сейчас — 2, 4 млрд. драмов, рост составил 71%.
Капитал банка с 5,6 млрд. драмов вырос до немногим более 15 млрд. драмов, увеличившись в 2,7 раза.
По срочным вкладам физических лиц в 2008 году мы имели 6,7 млрд. драмов, сейчас — 7,4 млрд. драмов. Здесь рост составил почти 10 %, но я очень ценю этот показатель. Он ценен тем, что даже в кризисный период банки Армении в целом и «Банк Анелик» в частности не потеряли доверие населения. И это с учетом того, что мы не увеличили и даже немножко снизили процентную ставку по вкладам. И все равно такое увеличение очень ценно. Это говорит о том, что 2010 год может быть еще более плодотворным в этом плане.
АРКА — А какова прибыль банка?
С. Чзмачян – Естественно, прибыль банка не могла быть увеличена. Почти у всех банков имеется очень нормальная, хорошая доходность. Однако эти доходы большей частью пока что «съедены» резервированием плохих кредитов. Но эти все кредиты возвращаемы.
Допустим, что невозврат составит 10%, но 90% таких кредитов возвращаемы, потому что за все это время и «Банк Анелик», и, думаю, почти все банки, брали такие залоги, которые даже при снижении их стоимости все равно смогут покрыть затраты, сделанные в виде выданных банками кредитов.
Но при всем при том, согласно балансу, у нас имеется маленькая, но все же прибыль в 101 млн. драмов. По нашим подсчетам, если бы резервирование составляло столько процентов, сколько и в 2007 году, а это 1%, то наша прибыль, и в этом я уверен однозначно, превысила бы 1 млрд. драмов. В прошлом году прибыль банка составила 470 млн. драмов.
АРКА — Какова ситуация с денежными переводами по системе Анелик?
С. Чзмачян – По переводам физических лиц по системе «Анелик» у нас имеются заметные сокращения. Если в прошлом году они составляли 1,6 млрд. долларов, то сейчас немногим менее миллиарда. Это почти 40-процентное уменьшение, которое связано с мировым финансовым кризисом. Сейчас система денежных переводов «Анелик» действует почти в 100 странах, в ней участвуют около 200 банков и 63 тысячи пунктов выдачи денег.
АРКА — Как Вы оцениваете итоги 2009 года? Насколько банковская система Армении справляется с кризисом?
С. Чзмачян — Очень трудно сейчас вообще что-то оценивать, потому что при 35% росте активов, при 27 % росте кредитных положений, при 70% росте вложений в ценные бумаги, при увеличении в 2,7 раза капитала банка, иметь прибыль в 101 млн. драмов — конечно же очень плохо. Здесь должна присутствовать цифра порядка 1,5-2 млрд. драмов.
Но при всем при этом армянские банки не лопнули в мировой кризис. Армянские банки живы и, главное, здоровы. Это относится, естественно, и к «Банку Анелик».
Я имею обыкновение всегда, когда даю интервью, говорить не только о «Банке Анелик», но и о банковской системе в целом, потому что мы очень взаимосвязаны, и я не признаю расхваливание лишь одного банка. Мы настолько взаимосвязаны, что если с одним армянским банком что-то произойдет, это отразился абсолютно на всех банках.
Говорят, что если у кого-то будут проблемы, то тем лучше для других банков, у нас станет больше активов. Я так не думаю. Я считал и считаю, что цифра 22 (число банков в Армении) очень хорошая и оптимальная. Такое количество банков дает нам возможность иметь крупные, средние и малые банки, каждый из которых нашел себя и действует в своей нише. Почему должны быть банки только крупные, почему должны быть только маленькие или мелкие банки. Сегодня много говорится о том, что во время кризиса пойдет слияние, поглощение одного банка другим.
Я думаю, мы живем в цивилизованном мире и не следует поглощать, съедать, уничтожать друг друга. Я думаю, «Банк Анелик», система «Анелик» имеют свою историю, и очень хорошую историю в банковской системе Армении. И не только в Армении и в России, а сейчас и в Ливане, так как сейчас создана банковско-финансовая ось Бейрут-Ереван Москва, и мы могли бы воспользоваться этим. Ломать все это я считаю неправильным.
АРКА — Какие планы у банка на 2010 год? Есть ли совместные проекты с партнерами, в частности, с ливанским банком?
С.Чзмачян — Да, такие проекты есть, и касаются они софинансирования крупных проектов. Сейчас мы это рассматриваем с нашим основным главным партнером — ЕБРР. Мы намереваемся получить в этом году, предварительно до конца первого квартала, более 20 миллионов долларов от ЕБРР. Также мы пытаемся привлечь средства от нашего другого партнера — KFW, с которым мы сотрудничаем уже 12-й год.
Хотелось бы распространить систему переводов «Анелик» через ливанский Credit Bank на весь арабский мир, и в дальнейшем, почему бы и нет, на Индию и Китай.
Мы намереваемся открыть в текущем году несколько филиалов. Может быть 1-2 в Ереване, и еще столько же по республике. Мы не ставим перед собой цель открывать как можно больше филиалов. Есть банки, которые такие цели ставят. Это их дело, и это нормально. Но мы наши филиалы строим более основательно, чтобы они были похожи именно на банки, а не на пункты по переводу, получению или обмену денег. Мы хотим еще больше внедрить принципы корпоративного управления.
АРКА — Как вы оцениваете ситуацию на валютном рынке Армении, как будет вести себя армянский драм, в каком ценовом коридоре он окажется?
С.Чзмачян — Если честно, я всегда считал ответ на этот вопрос очень неблагодарным делом. Потому что на 100% никто ничего не может сказать, и даже президент американской ФРС. Я бы лучше переформулировал ваш вопрос таким образом: как бы я хотел, чтобы повел себя драм в этом году. Я бы лично хотел, чтобы курс доллара снизился до 330 драмов. Потому что в период, когда драм резко упал, почти все банки много потеряли в долларовом исчислении, и хотели бы это вернуть. Мы получили от наших партнеров средства в долларах, а потом сразу конвертировали их в драмы и потеряли.
АРКА — Как вы оцениваете общую экономическую ситуацию в Армении в 2010 году? Говорят, мы прошли дно?
С.Чзмачян — Я считаю, что мы, может быть, и на дне, но это дно еще будем проходить некоторое время. Я имею в виду с января по май текущего года включительно. Экономики очень многих стран имеют сезонный характер, и Армения также не «обделена» этим, поэтому я думаю, что трудными будут месяцы с января по май. После этого мы будем уже потихоньку, но подниматься. Думаю, это продолжится до конца 2011 года, и в 2012 году мы уже полностью встанем на ноги. —0—