Вт, 2 сентября
22.1 C
Ереван
USD: 384.03 RUB: 4.80 EUR: 443.29 GEL: 142.29 GBP: 510.11

Банковская система Армении подошла к критической черте

В настоящее время армянские банки переживают непростые времена. Согласно официальным данным, кредитные вложения комбанков за первое полугодие сократились на 4,5%, чистая прибыль уменьшилась на 54,37%, из 21 действующего в стране банка лишь 14 были прибыльными. Какие факторы негативно влияют на эффективность работы банков, как можно исправить положение, и какие есть реальные рычаги для обеспечения прогресса в сфере, на эти и другие вопросы в интервью агентству «АРКА» рассказал экс-глава Центрального банка Армении Баграт Асатрян.

АРКА — Какие вызовы стоят сегодня перед банковская системой Армении? Какие внешние и внутренние факторы оказывают негативное воздействие на эту сферу?

Б.Асатрян — В настоящее время банковская система находится на перепутье. За последние 10 лет банки выделялись высокими ежегодными темпами роста основных показателей. Однако, в системе накопились проблемы, и это, прежде всего, обусловлено некоторой изолированностью банковского сектора.

Так, участие банков в реальной экономике довольно-таки ограничено. Причем это проявляется как в плане кредитования, так и в целом, с точки зрения места и роли банков в обществе. На мой взгляд, специфика развития нашей экономики свидетельствует о том, что в банковской системе что-то не так. Эти проблемы начали проявляться еще с прошлого года, когда под влиянием ряда процессов в российской экономике у нас наблюдалось снижение темпов роста банковской системы, а по итогам прошлого года зафиксировано резкое падение показателя прибыльности банков. При этом факторы, оказавшие отрицательное влияние на банковский сектор, в основном были внешнего характера.

Внутри страны ничего нового не произошло. Наша экономика по-прежнему остается чересчур монополизированной. Крупные олигархи не нуждаются в банках, основная часть капитала находится в их руках, а объемы наличных денежных оборотов превышают объемы любого армянского банка. Плохо то, что все эти финансовые потоки идут в обход банков, что не позволяет им развиваться.

Интересно то, что при определенном уровне монополизации в экономике Армении, монополизация в банковском секторе невелика. Именно поэтому влияние внутренних факторов на развитие банковского сектора не столь значительно, как внешних факторов, таких, как сокращения притока финансовых ресурсов, в частности прямых инвестиций и частных трансфертов. А это уже обусловило сокращение темпов роста и даже спад основных показателей банковской системы, что в итоге привело к ухудшению качества активов.

АРКА — Влияет ли ставка рефинансирования на сокращение объемов кредитования?

Б.Асатрян — Ставка рефинансирования практически не играет никакой роли, и в данном случае это не метод воздействия на экономику. В странах, аналогичных Армении, определяющим является курс национальной валюты. В малых экономиках и при недоразвитых финансовых рынках ставка рефинансирования более эффективна, когда участие Центробанка в общем объеме ресурсов банковской системы значительнее.

АРКА — В какой степени армянские банки зависят от иностранных заимствований?

Б.Асатрян — Основа роста показателей банковской системы Армении — это внешние заимствования и трансферты. Не следует удивлятся, что в последнее время, в условиях сокращения финансовых потоков наблюдается рост по депозитам, поскольку населению недоступны другие финансовые инструменты, а рынок недвижимости падает.

Если раньше недвижимость была альтернативой банковским депозитам, то сегодня этой альтернативы нет, и вкладчики предпочитают нести свои сбережения в банки. Но их приток уменьшается из-за сокращения объемов трансфертов. Если прибавить к этому обязательства перед банками домохозяйств, мелких предпринимателей, частных лиц, обслуживание которых отчасти производится за счет опять-таки трансфертов, то становится понятно, что и здесь возникают проблемы с погашением кредитов. То есть, сокращение объемов трансфертов в конечном итоге бьет и по качеству банковских активов.

АРКА — Сегодня в банковском секторе страны фиксируется спад основных показателей. Как по -вашему, когда армянские банки выйдут из сложившейся ситуации?

Б.Асатрян — Большого кризиса в Армении не ожидается по той простой причине, что в малых экономиках не бывает больших катаклизмов. Падение уже зафиксировано по основным показателям. Этот процесс продолжится до тех пор, пока не пойдут процессы оздоровления в экономике, которая нуждается в коренных структурных преобразованиях.

Старая модель, которая некоторое время работала и давала определенные результаты, сегодня себя исчерпала и не имеет будущего. Необходимы коренные реформы, требующие изменение всей политической системы и вообще отношения власти к обществу, государству, экономике. Вместе с тем, поскольку наша экономика очень привязана к российской, Армения будет испытывать на себе негативные последствия происходящих в России событий. Экономика России очень ослаблена. Ее рост, прежде всего, связан с ценами на нефть, и их падение сильно бьет по российской экономике.

Курс рубля падает, а это напрямую приводит к сокращению инвестиционных потоков и трансфертов из этой страны. Сейчас мы входим в очередной цикл, в котором усилится воздействие всех этих негативных факторов. Причем цена на нефть больше $100 за баррель уже давно забытая сказка и не предвидится в ближайшие 10-20 лет. В результате этого в российской экономике и обществе будут происходить негативные явления.

АРКА — По последним данным, неработающие кредиты армянских банков составили примерно 9%. Будет ли расти их доля и дальше, и как банки будут противостоять этой проблеме?

Б.Асатрян — Я думаю, что мы подходим к той критической черте, когда масштабы этой проблемы будут не только проблемой банков. ЦБ и правительство должны обратить на это серьезное внимание. Рост плохих активов объективно будет продолжаться, именно поэтому необходимо вмешательство правительства и регулятора. Нам нужна целостная программа по оздоровлению активов банковской системы.

Возможные методы поддержки имеют широкий спектр. При этом необходимо не одно мероприятие, а целый комплекс мер для оздоровления банков. Однако, государство все еще не хочет замечать того, что сегодня уже стало серьезной проблемой. Наша банковская система работает с убытком, причина этого — ухудшение качества активов.

АРКА — Получается , что мы подошли к некой точке невозврата?

Б.Асатрян — Я считаю, что мы уже перешли критическую черту, потому как результаты деятельности банков отрицательные. Необходимо незамедлительно перейти к разработке программы по оздоровлению системы.

АРКА — Ожидает ли вы притока инвестиций в связи с отменой международных санкций против Ирана? Насколько реален их поток в финансовый сектор Армении? Возможно ли открытие в республике новых банков с участием иранского капитала?

Б.Асатрян — Больших притоков иранских инвестиций в Армению не будет. Здесь следует критически оценить, чем для них привлекателен наш финансовый рынок, или что мы можем предложить им, в отличие от наших соседей или других членов ЕАЭС? В Армении работает иранский Банк Меллат, но за все время деятельности он не показал каких-либо впечатляющих результатов.

Приведу еще несколько примеров из внешней торговли. Мы уже лет 20 дружим с Ираном и никаких проблем в политическом или экономическом плане у нас никогда не возникало. При этом объем внешней торговли с Ираном незначительно превышает объем внешней торговли с Турцией, с которой у нас нет ни дипломатических, ни прямых торговых связей, т.е. за эти годы Армения не сумела воспользоваться возможностями иранской экономики, которая довольно-таки диверсифицирована.

Причем не следует забывать, что усиление санкций произошло всего 3-4 года назад. Но и до этого у нас особых объемов торговли с Ираном зафиксировано не было. Я не очень верю в большие проекты. Не следует обманывать общество строительством железной дороги в Иран или другими глобальными проектами. Объемы нашей экономики, возможности товарооборотов между Арменией и Ираном или возможного транзита грузопотоков очень малы, для того чтобы осуществлять подобные проекты. В первую очередь, надо решать вопрос железнодорожного сообщения с Россией и только потом говорить о строительстве иранской железной дороги.

АРКА — В последнее время заметно сокращение объемов розничной и оптовой торговли. Зависит ли это от снижения объемов кредитования, и насколько это взаимосвязано?

Б.Асатрян — Специфика армянской экономики такова, что трансферты играют в ней существенную роль. Сокращение их объемов отражается на объемах импорта, а это в свою очередь сказывается на объемах внутренней торговли. Идет процесс сжатия экономики, это будет происходить до тех пор, пока не прекратится снижение объемов трансфертов.

По статистике, у нас 5% рост в промышленности, хотя нам известно, что основная часть этого роста обусловлена металлургией. Сельское хозяйство показало хорошие результаты — 15% роста, но это более обусловлено климатическими факторами и носит циклический характер. Поэтому в будущем году такой рост маловероятен. Объемы импорта будут падать, и если негативные факторы, действующие сейчас, сохранятся, то в следующем году у нас опять будет сокращение товарооборота.

АРКА — Как вы прокомментируете изменения законодательства о госдолге Армении, который предусматривает вычет долга ЦБ. Является ли это целесообразным?

Б.Асатрян — Это все похоже на техническую игру. Будет ли входить долг ЦБ в цифру госдолга или нет, по большому счету это ничего не меняет, поскольку наше общество будет платить по этому обязательству. Значительно важнее вопросы о том, будет ли дальше расти государственный долг, куда пойдут новые привлеченные средства, как они расходуются. К сожалению, эффект от них невысокий. Сегодня мы привлекаем очень дорогие деньги. Армения разместила евробонды, которые являются весьма дорогими средствами, и если они идут на оплату текущих расходов, то это неприемлемо.

АРКА — Что ждет армянскую экономику на фоне нового витка девальвации рубля? Прогнозируете ли вы экономический рост в Армении по итогам 2015 года? Каковы ваши прогнозы относительно инфляции?

Б.Асатрян — Девальвация рубля, естественно, отразится и на армянской валюте, и здесь мы попали в такую круговерть, где от нас уже мало что зависит. Мы должны приноровиться к этой ситуации, и для поддержки армянских экспортеров не мешать девальвации армянского драма.

ЦБ в корне должен изменить свою политику и не должен вмешиваться в ситуацию на валютном рынке. У регулятора есть другие обязанности, и интервенции далеко не эффективный метод решения данной проблемы. Основной задачей ЦБ наряду с таргетированием инфляции, в нашей специфической системе и в нынешних условиях должна быть поддержка экономического роста и занятости.

Что касается показателей роста, то здесь у меня есть большие сомнения относительно возможностей нашей сегодняшней экономической системы. Мы стоим перед угрозой существенного спада. Я в начале года говорил о возможном 10% падении экономики. Кажется в этом году этого не произойдет, но риск все же остается. Основополагающие факторы не исключают такой возможности.

При этом мы попадем в цикл инфляционного давления, и последующие несколько лет стагнирующая экономика Армении будет ощущать на себе высокий инфляционный прессинг. -0-

spot_img

ПОПУЛЯРНОЕ

Время смелых: глава инвестбанкинга Dimension Investments о перспективах развития рынка капитала Армении (ЭКСКЛЮЗИВ)

О барьерах на пути развития инвестиционного рынка, инструментах для ускорения роста, а также о перспективах венчурного капитала агентству «АРКА» рассказал директор инвестиционного банкинга компании Dimension Investments Армен Ованнисян

На АМХ состоялся аукцион по размещению гособлигаций на сумму 25 млрд драмов

Объем гособлигаций был полностью размещен, спрос составил 72,1 млрд. драмов

Инвестор нового времени: как меняется культура управления капиталом в Армении

Почему инвесторы по-прежнему осторожны, какие инструменты сегодня в приоритете и каким будет инвестор будущего в эксклюзивном интервью агентству «АРКА» рассказал руководитель Private Brokerage подразделения Freedom Broker Armenia Хачатур Бегларян

Индекс Шанхайской биржи достиг 10-летнего максимума

Рост котировок на китайских биржах наблюдается за счет улучшения геополитической ситуации мире

В РФ появилась международная виртуальная карта StablePay

Новая карта позволяет конвертировать токены в валюту и делать онлайн-покупки, а также оплачивать подписки в зарубежных сервисах

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

spot_imgspot_imgspot_img