ЕРЕВАН, 15 февраля. /АРКА/. Внесенная в конгресс 13 февраля новая версия законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA) смягчает потенциальные санкции в отношении российских банков, следует из текста законопроекта, который оказался в распоряжении РБК. В карточке законопроекта на сайте конгресса США документа пока нет; первым об этом написал The Bell.
Прошлогодняя версия законопроекта предусматривала, что президент США должен заблокировать активы и операции в американской юрисдикции одного или нескольких российских финансовых институтов из перечисленных: Внешэкономбанка, Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Банка Москвы, Россельхозбанка, Промсвязьбанка. Новая версия содержит гораздо более мягкое положение: президент должен заблокировать активы и операции любого российского финансового института, который, как определил президент, «предоставил финансовую или иную поддержку с целью вмешательства правительства РФ в демократический процесс или выборы любой другой страны».
Таким образом, предыдущая версия законопроекта предполагала санкции против российских госбанков просто за то, что они госбанки. Новая версия вводит конкретное условие: поддержка вмешательства в дела других стран.
«Мы считаем, крупные публичные банки России не участвовали в финансировании подобных операций», — написали 14 февраля в обзоре аналитики ITI Capital Искандер Луцко и Анна Лакейчук.
Экспорт СПГ не из России
Кроме того, версия DASKA 2.0, как уже сообщалось, предусматривает введение санкций против любого лица (американского или иностранного) за преднамеренные инвестиции в российские объекты по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), расположенные за пределами России. Такая инвестиция, чтобы подпадать под санкции, должна «прямо и значительно способствовать строительству Российской Федерацией объектов по экспорту СПГ за пределами РФ» и превышать $1 млн.
РоссРоссийских СПГ-проектов за рубежом практически не существует, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Правда, то, что СПГ впервые упоминается в контексте антироссийских санкций, не может не тревожить, указывает он.
«Роснефть» в 2017 году приобрела 30% в египетском месторождении Zohr. В 2019 году Египет планирует начать экспорт газа (в том числе в виде СПГ), но на данном этапе неясно, будет ли «Роснефть» напрямую или в рамках своей доли в Zohr участвовать в производстве СПГ в Египте, отмечают аналитики ITI Capital.
Также среди новых санкционных положений DASKA — потенциальные санкции, аналогичные блокирующим санкциям SDN (Special Designated Nationals), против всех компаний, работающих в судостроительном секторе России. Такие санкции возможны, если госсекретарь США определит, что Россия нарушила свободу судоходства одного или нескольких судов в Керченском проливе или где-либо еще.—0—