ЕРЕВАН, 29 октября. /АРКА/. Европа должна сделать шаг вперед в том, что касается интеграции и создать институты, необходимые для экономической стабилизации, поскольку денежно-кредитная политика теряет силу. Об этом заявил в понедельник президент ЕЦБ Марио Драги, уходящий в отставку, пишет портал «Вести-Экономика«.
Пережив несколько лет кризисов и слабого роста, ЕЦБ исчерпал арсенал традиционной политики и теперь использует непроверенные, нетрадиционные инструменты, чтобы стимулировать рост.
«Ясно, что сейчас самое время для интеграции Европы, а не для распада», — отметил Драги на последнем мероприятии, незадолго до окончания своего срока правления. 1 ноября он передает власть Кристин Лагард.
Выступая перед аудиторией, в которой были канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон, Драги заявил, что ЕС необходим общий бюджет, чтобы была возможность стабилизировать валютный союз.
В начале этого месяца министры финансов ЕС договорились о небольшом бюджете для еврозоны, но он не соответствовал первоначальным целям или средствам, на которые надеялись чиновники ЕЦБ.
«Сегодня низкие процентные ставки не позволяют проводить стимулирование в такой же степени, как в прошлом, потому что упала норма прибыли от инвестиций в экономику. Денежно-кредитная политика еще может достичь своей цели, но если фискальная политика будет ей соответствовать, она сделает это быстрее и с меньшим количеством побочных эффектов», — сказал Драги на прощальном мероприятии.
Германия долгое время сопротивлялась общему бюджету или разделению рисков, опасаясь, что ее налогоплательщикам придется расплачиваться за фискальную безответственность других стран.
Прощание с Драги
В понедельник видные политические деятели, в том числе канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон и глава Италии Серджо Маттарелла, поздравили уходящего с должности главы ЕЦБ Марио Драги с завершением 8-летнего пребывания во главе центробанка.
На церемонии во Франкфурте Ангела Меркель заявила, что вспомнила времена, когда рынки фактически делали ставки на крах евро, добавив, что «из-за политики Марио Драги еврозона сейчас намного сильнее, чем во время массивного кризиса суверенного долга в регионе».
Президент Франции Мануэль Макрон заявил, что восхищается Марио Драги, который «говорит о необратимости валюты евро и верит в нее на фоне рынков, которые не контролировались во время финансового кризиса». Макрон высоко оценил усилия Драги по созданию подлинного банковского союза в зоне евро.
Выступая на мероприятии, Макрон сказал, что это правительства должны стабилизировать еврозону.
«Мы, главы государств и правительств, должны реализовывать ваше знаменитое «все, что в наших силах», чтобы быть такими же смелыми и дальновидными, мы должны быть хранителями вашего наследия», — сказал Макрон, цитируя выступление Драги в 2012 г., в котором говорится о спасении еврозоны.
Президент Италии Серджо Маттарелла отметил, что воспринимал Драги как «человека, стремящегося служить интересам Европы»: «Он руководил центробанком во времена кризисов, не привязываясь слишком жестко к старым механизмам, творчески реагируя на чрезвычайные ситуации».
Аналитики отмечают, что Драги был поляризованной фигурой. Большинство запомнит его как человека, готового сделать «все, что нужно», чтобы спасти евро во время мирового финансового кризиса.
Он начал борьбу с дефляционными настроениями и вялым ростом в еврозоны с помощью нулевых и отрицательных процентных ставок и огромной программы покупки активов. Никогда прежде в истории ЕЦБ рынки не были завалены столь огромными суммами сверхдешевых денег.
Политика Драги была камнем преткновения для многих простых граждан, в том числе для немцев, которые оказались не в состоянии получить приличную прибыль по своим сбережениям. Немецкое издание Bild называло итальянского экономиста графом Дракулой.
Марио Драги сталкивался с этой критикой и раньше, но в прошлый четверг он казался совершенно равнодушным к ней на своем последнем заседании совета управляющих ЕЦБ. Там он отметил, что необходимо предпринять новые меры по стимулированию в еврозоне, сократив ключевую процентную ставку, чтобы она ушла на отрицательную территорию, открыв путь очередному раунду дешевых кредитов банкам.
Также ЕЦБ возобновил покупки корпоративных и государственных облигаций на сумму $22,2 млрд в месяц, что вызвало большую общественную критику даже внутри ЕЦБ, при этом некоторые эксперты говорили, что этот шаг оказался «слишком резким».
Однако это не означает, что Кристин Лагард изменит все, к чему шел Драги. Эксперты говорят, что в первую очередь она должна будет преодолеть разногласия между руководителями ЕЦБ и «заставить обе стороны выйти на диалог друг с другом», как заявил главный экономист ING Карстен Бжески.
«Это также означает, что не стоит ждать сильных изменений в денежно-кредитной политике», — добавил он.
Но, вместо того чтобы полагаться только на денежно-кредитную политику, Лагард намерена призвать правительства воспользоваться свободой действий для стимулирования экономики еврозоны за счет увеличения расходов на жизненно важные инфраструктурные проекты.
63-летняя Лагард не экономист, ей придется полагаться на технические знания других членов совета. Но она политик с хорошими связями, и ее действия во главе МВФ после финансового кризиса вызывают одобрение.—0—