ЕРЕВАН, 2 июня. /АРКА/. Турецкая лира сегодня обвалилась до нового минимума к доллару после слов президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, потребовавшего от ЦБ снижения ставок при двузначной инфляции.
Как пишет издание The Bill, через 2,5 месяца отставки последнего независимого главы ЦБ Турции (моментально обвалившей лиру на 15%) Эрдоган в эфире национального ТВ возобновил призывы к снижению ставки. «Я сегодня говорил с председателем ЦБ. Нам необходимо снижать основную ставку. В июле-августе ставки должны начать падать», — цитирует Bloomberg президента Турции.
Сразу после этого курс лиры к доллару упал на 3% до 8,8 лир за доллар, потом восстановилась до 8,6. Тем не менее турецкая валюта закрепилась с статусе худшей из валют развивающихся стран этого года: с его начала она «похудела» на 13%. Половина падения пришлась как раз на неуверенность инвесторов.
Инфляция в Турции ускоряется восьмой месяц, эксперты ожидают, что в мае она достигнет 17,3% (в апреле — 17,1%). Ключевая ставка при этом остается на уровне 19%.
Что к этому привело
Эрдоган продолжает придерживаться «неортодоксального» (отмечает Bloomberg) взгляда на макроэкономику, считая, что высокие ставки приводят к высокой инфляции, и прямо связывая снижение ставок с удешевлением кредита, ростом экономики и снижением базовой инфляции.
В реальности, как уже происходило не раз, при открытой экономике Турции положительный эффект быстро съедает ослабление лиры и вызванный им рост потребительских цен. Политике властей не доверяет и население, за восемь лет удвоившее сбережения в иностранной валюте.
При продержавшемся четыре месяца во главе ЦБ Наджи Агбале регулятор, наоборот, повышал ставки для борьбы с растущей инфляцией. Еще в начале года лира была самой привлекательной валютой развивающихся рынков. За время председательства Агбала лира подорожала с 8,5 до 7 лир за доллар, зарубежные инвесторы купили турецких акций и облигаций на $4,7 млрд, а приток капитала через валютные свопы составил $14 млрд.
С другой стороны, у Эрдогана может не быть простора для маневра, пишет Bloomberg: разгон экономики (ВВП страны вырос на 7% год к году в I квартале) имеет почти чисто кредитную природу. При этом растет безработица (13,1%, среди молодежи вдвое больше). «Снижение безработицы — приоритет для Эрдогана, чья Партия справедливости и развития два года назад проиграла местные выборы почти везде, где безработица была двузначной, в том числе в Стамбуле и Анкаре», — замечает агентство.—0—