ЕРЕВАН, 25 ноября. /АРКА/. Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает, что ВВП Армении в 2021 году вырастет на 4,5%. Такой прогноз содержится в макроэкономическом прогнозе банка для региона своих операций на 2022 год.
В докладе отмечается, что экономическая активность в регионе операций ЕАБР вернулась к допандемическому уровню к середине текущего года, а по итогам IV квартала 2021 года может превысить его примерно на 1%.
Восстановление экономик
Восстановлению экономик государств — участников ЕАБР в текущем году способствовали эффекты от смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики в 2020 году, адаптация населения и организаций к условиям пандемии, расширение мирового спроса и взлет цен на ключевые экспортные товары стран региона.
Аналитики ЕАБР указывают на неравномерность процесса восстановления среди стран региона операций Банка.
«ВВП Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана превышают допандемические уровни, в то время как Армении и Кыргызстану достичь их пока не удалось. В силу большего спада экономик Армении и Кыргызстана в прошлом году им требуется больше времени для восстановления. В целом по итогам года рост ВВП региона прогнозируется в размере 4%: в Армении — 4,5%, Беларуси — 2,1%, Казахстане — 3,8%, Кыргызстане — 3,7%, России — 4,1%, Таджикистане — 7,9%», — говорится в документе.
Аналитики ЕАБР считают, что после завершения активной фазы восстановления динамика экономической активности в странах региона операций Банка будет постепенно приближаться к сбалансированным темпам. В таких условиях бюджетные стимулы сокращаются, а монетарные условия ужесточаются для предотвращения перегрева экономик.
Заместитель председателя Правления ЕАБР Руслан Даленов представил видение аналитической команды Банка относительно перспектив экономического роста в регионе:
«В базовом сценарии рост ВВП государств — участников ЕАБР прогнозируется в размере 2,9% в 2022 году после 4% в 2021 году. Экономический рост останется выше допандемийных темпов, которые составляли 2,3% в 2019 году. Этому будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала восстановления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти. В России прогнозируем рост ВВП на 2,8% в 2022 году, в Казахстане — на 4,2%. Высокие мировые цены на энергоресурсы и государственные программы развития поддержат экономическую активность в крупнейших экономиках региона. Сильные показатели роста ВВП в 2022 году прогнозируются в Армении и Кыргызстане — 4,8 и 4,5% соответственно. Экономики этих стран завершат восстановление к допандемическим уровням. В Таджикистане ожидается выход к устойчивым темпам экономического роста — около 6–7% в год. В Беларуси в базовом сценарии ожидаем рост ВВП на 0,7% в 2022 году», — сказал он.
Инфляция
Аналитики ЕАБР прогнозируют приближение инфляции в государствах — участниках Банка к целевым уровням к концу 2022 года, но отмечают, что на нейтрализацию инфляционных факторов потребуется время. В базовом сценарии прогнозируется замедление инфляции в регионе операций Банка до 5,3% в 2022 году с 8,2% в 2021 году.
В Армении инфляция ожидается в размере 5% на конец 2022 года после 8% в 2021 году, в Беларуси — 7,4% после 10%, в Казахстане — 6% после 8,4%, в Кыргызстане — 7,0% после 9,8%, в России — 4,9% после 7,9%, в Таджикистане — 6,3% после 8,3%.
Главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров выделил инфляцию активов в качестве мощного тренда, ставшего следствием пандемии и реакции на нее экономических властей.
«Пожалуй, единственным мощным трендом, который действительно стал следствием пандемии и реакции на нее экономических властей, является глобальная инфляция активов. Первопричиной стремительного взлета цен на активы по всему миру стали масштабные бюджетные и монетарные вливания в развитых странах, которые привели к быстрому восстановлению спроса, опережающему возможности предложения. Поставки товаров удлинились, а их стоимость возросла. Мы по-прежнему считаем, что транспортно-логистические затруднения и всплеск цен на сырье — по своей сути временные явления, а не структурные изменения. Мировая экономика проявит силу и гибкость — и нейтрализует эти проблемы. Однако скрытая сила „ковидных повреждений“ в мировой экономике, а также сильнейшее влияние монетарной политики таковы, что нейтрализация инфляционного воздействия этих факторов может занять больше времени, чем ожидалось. Вполне реалистично предположение, что инфляция в развитых странах будет устойчиво выше значений 2010-х годов. Не 0–2%, к которым рынок уже привык, а, возможно, 2–4%», — сказал он.
Цифры и прогнозы по экономике Армении
Экономический рост Армении в госбюджете на 2021 год предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%).
Центральный банк РА в середине сентября текущего года улучшил свой прогноз по экономическому росту по итогам 2021 года до 5,4%.
ВБ в октябре пересмотрел свой апрельский прогноз темпов роста ВВП Армении на 2021 год с 3,4% до 6,1%, на 2022 год ожидает рост экономики на 4,8%, а на 2023 год – на 5,4%. Прогноз по инфляции на 2021 год составляет 6.3%, на 2022 год – 4.2%, а на 2023 год – 4.0%.
МВФ в октябре спрогнозировал, что экономика Армении в 2021 году вырастет на 6,5%, а в 2022 году – на 4,5%.
ЕБРР в своем ноябрьском докладе о региональных экономических перспективах спрогнозировал, что экономика Армении в 2021 году вырастет на 5%, а в 2022 году – на 5,3%.
По оценкам ЕЭК, экономика Армении в 2021 году вырастет на 4%.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует восстановление роста реального ВВП Армении до 5,5% в 2021 году, замедление до 5,3% в 2022 году и до 4,7% в 2023 году.
Standard & Poor’s ожидает, что реальный ВВП в Армении вырастет на 6,3% в 2021 году и на 4,6% в 2022 году.
О ЕАБР
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже 15 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG. -0-