ЕРЕВАН, 23 декабря. /АРКА/. Министерство финансов Турции работало на прошлой неделе над амбициозным, но рискованным планом по «спасению лиры», пишет Forbes со ссылкой на Reuters. Для его запуска они установили «красную черту» — «абсурдный» порог в 18 лир за доллар, рассказали четыре агентству источника в правительстве Турции.
В Минфине решили, что обесценивание лиры сверх этого уровня нанесет ущерб экономике, который «трудно исправить», сказал один высокопоставленный чиновник.
План заключается в том, чтобы создать финансовые инструменты, сохраняющие накопления населения в лирах за счет компенсаций курсовой разницы вкладчикам, объявил 20 декабря президент Реджеп Тайип Эрдоган. «Увеличение цены на доллар будет отражено в лировых депозитах. Если доходность иностранной валюты окажется ниже заработка по депозиту, разница будет выплачиваться напрямую государством», — сказал он.
Председатель правления Ассоциации банков Турции Алпаслан Чакар пояснил, как будет работать система. По его словам, в день внесения вкладчиком средств в лирах будет зафиксирована цена лиры к доллару и день, когда эти средства в турецкой валюте будут сняты с депозита. Разница курса будет компенсирована государством. Так власти надеются простимулировать делать вклады в лирах.
Аналитики и банкиры говорят, что если лира опять упадет, вынудив правительство и центральный банк выполнять обещания, то это может еще больше подстегнуть инфляцию.
План сработал, по крайней мере, на данный момент, отмечает Reuters. После заявления Эрдогана и валютных интервенций ЦБ валютные курс лиры укрепился с 18 до примерно 12,5 за доллар.
Источник Reuters сказал, что правительство надеется, что лира укрепится до 9 за доллар, но в течение пары месяцев будет оставаться в пределах от 12 до 14 лир за доллар.
За год ЦБ Турции снизил ключевую ставку четыре раза — с 19% до 14%. На этом фоне курс лиры снизился более чем в два раза — до 18 лир за доллар. Инфляция в ноябре ускорилась до 21,3%.
По мнению Эрдогана, Турция может освободиться от зависимости в иностранном капитале, отказавшись от прежней политики, в которой приоритет отдавался более высоким процентным ставкам и сильному притоку капитала. В основе его идей лежит убеждение в том, что более низкие процентные ставки также будут сдерживать рост потребительских цен — полная противоположность консенсусному мнению руководителей центральных банков мира, писал Bloomberg.—0—