ЕРЕВАН, 21 июля, /АРКА/. Конгресс США принял в прошлую пятницу криптозаконы, призванные закрепить технологическое лидерство Америки в ведущей для нее финансовой отрасли, укрепить роль доллара в мире и смягчить долговой кризис США, передает BBC.
Белый дом назвал законодательство о криптовалютах «историческим актом», который позволит Соединенным Штатам возглавить мировую революцию в сфере цифровых валют,.. укрепит национальную безопасность и статус доллара США как резервной валюты».
Гениальный закон
Главный из принятых Конгрессом актов впервые определяет законодательные рамки для стейблкоинов — криптовалют, жестко привязанных 1:1 к надежному активу вроде доллара, золота или гособлигаций США. Он именуется GENIUS Act, или «гениальный закон».
В мире выпущено стейблкоинов всего примерно на 300 млрд долларов, тогда как общий объем криптоактивов уже превысил 4 трлн долларов.
Стейблкоины вроде USDC от Circle и USDT от Tether обращаются уже целое десятилетие, однако до сих пор имели узко специальную функцию прокладки между традиционными деньгами и криптой. Их покупают за наличные доллары, чтобы на них уже потом купить на криптобиржах биткоин, другие монеты или мемкоины, у которых нет никакой реальной базовой стоимости — она определяется на рынке, исходя из спроса и предложения. Для других расчетов стейблкоины практически не использовались. Теперь же, после фактической легализации, они могут бросить вызов традиционным деньгам и платежным системам.
Этот давно назревший закон впервые в истории запускает федеральное регулирование стейблкоинов, вводит требование их 100% обеспечения ликвидными активами и обязывает эмитентов ежемесячно раскрывать информацию о резервах», — сообщил Белый дом.
«Гениальный закон» открывает крупным банкам и интернет-гигантам вроде Facebook, Amazon и Google путь к выпуску собственных цифровых долларов и их массовому использованию для моментальных и дешевых денежных переводов и оплаты товаров, труда и услуг как внутри США, так и по всему миру.
Единственным, кому запретили выпускать цифровую валюту, оказался центробанк США, печатающий доллары бумажные и безналичные.
Несмотря на то, что две другие крупнейшие мировые экономики, Европа и Китай, готовят цифровые евро и юани, Конгресс отдельным законом запретил государственную криптовалюту и закрепил частный характер цифровых денег.
Однако у экспертов и даже у сторонников финансовой криптореволюции остались серьезные вопросы к новой реальности, сформулированной в нескольких законодательных актах Конгресса.
Зыбкая основа
Массовое применение частного цифрового доллара должно повысить спрос не только на депозиты в долларах, но и на облигации американского правительства, поскольку закон определяет их как основной резервный актив для выпуска стейблкоинов.
Продажа облигаций позволяет Америке жить не по средствам и финансировать гигантский дефицит бюджета. До сих пор спрос на них опережал предложение даже в кризисные времена, что позволяло Америке занимать дешево. Однако после возвращения Трампа в Белый дом все изменилось. Он развязал торговую войну со всем миром и протолкнул через Конгресс закон о снижении налогов, чреватый ростом и дыры в бюджете, и рекордного госдолга. Курс доллара начал падать, а стоимость заимствований — расти.
Выходит, новый долларовый порядок опирается на покосившиеся опоры, предупреждает Кристин Харпер, член редакционного совета Bloomberg и соавтор мемуаров бывшего председателя американского центробанка Пола Волкера.
«Многие говорят, что закон о стейблкоинах увеличит спрос на госдолг США и поможет укрепить позиции доллара, — сказала она. — Но выходит, мы строим целую новую финансовую структуру на фундаменте рынка гособлигаций в момент, когда он похоже становится чуть менее надежным. Наверное, этот факт должен вызывать некоторые опасения».
«Плохие новости для банков»
Доминирование доллара — не главная цель криптолиберализации. Ее сторонники и бенефициары, включая самого Дональда Трампа и его семью, утверждают, что стейблкоины расширят доступ американцев к финансовым услугам и дешевым платежам, поскольку эмитенты крипты будут конкурировать с банками, которые не всех готовы обслуживать и кредитовать, и с платежными системами Visa и Mastercard, у которых в Америке высокие комиссии.
Скептики видят в этом угрозу финансовой стабильности, поскольку банки жестко регулируются после финансового кризиса 2008–2009 годов, а к эмитентам криптомонет и к самим стейблкоинам требования мягче.
«В США традиционно существовало четкое разделение между банками и магазинами, — говорит Кристин Харпер. — И вот эта традиция попрана в угоду криптобизнесу. Интернет-гиганты смогут выпускать свои цифровые монеты, и разумеется, это неприятные новости для банков».
Отток денег из банков в крипту чреват не только потерей прибыли самих банков, но и сокращением кредитования экономики.
Харпер опасается, что сейчас надувается еще один пузырь. Риски криптовалюты выше по нескольким причинам. Регулирование не такое жесткое, как у банков. Возможности для взлома и мошенничества выше. Риск набега вкладчиков усугубляет моментальная и трансграничная природа цифровых платежей. Есть еще проблемы проверки покупателей цифровых монет и происхождения их средств, защиты от отмывания денег и отслеживания криминальных капиталов.
Буква закона против духа крипты
Появление свода правил и укрепление доминирования США в криптосистеме слегка противоречит самой идее криптовалют как инструмента расчетов и накоплений, не признающего границ и не доступного для госнадзора и властей.
Выход из тени на авансцену преобразует крипторынок и потенциально угрожает нарушить одну из его главных заповедей — анонимность, считают критики принятых криптозаконов.