ЕРЕВАН, 20 января. /АРКА/. В наступившем новом году граждан Армении беспокоит вопрос, а будут ли “сюрпризы”, связанные с резкими изменениями в обменных курсах валют, и, в первую очередь, в валютной паре доллар/драм.
Примеров для волнений, конечно, достаточно, не только у нас и в постсоветских странах, но и во всем мире. Так, уже дважды (в январе 2000 г. и в 2016 г.) состоялась тысячекратная деноминация белорусского рубля. Другой пример, 15 января 2015 года швейцарский франк подскочил к доллару и к евро на более чем 30% после того, как ЦБ Швейцарии отменил потолок обменного курса франка к евро, который держался более трех лет.
Непредсказуемые и болезненные явления наблюдались в Армении в декабре 2014 года, когда за день курс доллара к армянскому драму подскочил с 490.3 драма до 527.2 драма за американский доллар.
По данным Нацстатслужбы, армянский драм в декабре 2014 года обесценился на 14,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Резкая девальвация валютных курсов в Армении началась 24 ноября, когда курс доллара вырос на 16,6 пункта – до 435 драмов за $1, продолжая обновлять новые максимумы. В частности, для сдерживания давления на валютный рынок регулятор увеличил стоимость краткосрочной драмовой ликвидности, повысив ставку ломбардного репо и повысил норматив обязательного резервирования. После принятых Центробанком мер по стабилизации ситуации на валютном рынке армянский драм начал укрепляться.
Надо ли опасаться обесценивания армянской валюты в 2017 году? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим три главных фактора -динамику цены международного доллара, корреляцию армянского драма к российскому рублю, действия Центрального банка Армении по стабилизации курса.
Первые два фактора тесно взаимосвязаны, так как подорожание доллара, в основном, влияет на армянский драм не напрямую, а посредством российского рубля. Эта связь — результат высокой зависимости армянской экономики от российской: основным партнером Армении по внешней торговле является Россия ( 20.3% экспорта и 29.9% импорта), большая часть прямых иностранных инвестиций и трансфертов частным лицам тоже поступают из России (61% получаемых переводов).
Цена доллара
Подорожание доллара к корзине основных валют произошло после того, как 19 декабря 2016 года глава Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен заявила о повышении ключевой процентной ставки (что, по сути, лежит в основе стоимости доллара на международных рынках) на 25 базисных пунктов — до 0.75%.
Более того, она заявила, что в течение 2017 года ключевая ставка может быть поднята трижды. Мировая экономика и национальные валюты уже отреагировали на повышение и на информацию о будущих повышениях. Но так как о большой вероятности роста на 0.25% ключевой ставки было известно заранее, национальные валюты тоже среагировали раньше времени.
В связи с чем курс доллара к армянскому драму почти не изменился (на 1% 01.12.16 -19.12.16).
Прогноз рубля: «стабильный»
На курс российского рубля влияет множество факторов: состояние финансово-экономической системы, стоимость нефти, санкции, политика страны и внешние конфликты, политика Центробанка Российской Федерации, рыночная стоимость доллара и др. Три основных: цены на нефть, политика ЦБ РФ и цена международного доллара.
10 декабря ОПЕК достиг соглашения об ограничении добычи нефти до 32,5 миллиона баррелей в день и договорился с государствами вне ОПЕК о снижении производств. В результате этого соглашения цена на нефть марки Brent поднялась до 55,75 доллара за баррель. На этом фоне ожидается, что и после повышения ключевой ставки ФРС США и возможных будущих повышений, курс рубля может измениться, но резких скачков не будет. Большинство иностранных экспертов считают, что средние цены на нефть будут стабилизированы в 2017 году в диапазоне 55-60 долларов за баррель. Следовательно, резкие изменения цены на нефть и вследствие этого скачки курса рубля маловероятны.
Волатильность пары USD/AMD маловероятна
Центральный банк Армении утвердил и проводит политику плавающего валютного курса, поэтому интервенции ЦБ (участие в операциях на валютном рынке) возможны, исходя из целей денежно-кредитной политики.
В критических ситуациях теоретически возможны также и изменения валютной политики. Рассмотрим ситуацию укрепления доллара, так как это является более вероятным и пессимистичным сценарием. Укрепление доллара означает подорожание импортируемых товаров. А так как Армения является импортозависимой страной (по данным Нацстатслужбы, около 66,5 процента торгового баланса по итогам десяти месяцев 2016 года приходится на импорт), то большинство хозсубъектов будут недовольны. Следует учесть, что основное бремя из-за подорожавших импортируемых товаров в виде роста общих цен ляжет на плечи конечного потребителя, что вызовет общественное недовольство. Кроме того, поскольку большая часть кредитных портфелей армянских банков представлена в долларах США, это нанесет двойной удар как бизнесу, так и обществу в целом. Общество будет винить правительственные органы в неспособности держать цены стабильными, а Центробанк в неспособности держать стабильным курс. Такой сценарий развития событий не устраивает никого, особенно в свете предстоящих в апреле 2017 года парламентских выборов.
Но есть и обратная сторона медали: для стимулирования экономики ЦБ должен постепенно понижать ставку рефинансирование в Армении, что означает в той или иной степени обесценение армянского драма. Последний раз регулятор снизил ставку рефинансирования на 0,25% до 6,25% в декабре 2016 года. Этот показатель является минимальным с 2012 года.
В итоге, в 2016 году Центробанк снизил ключевую ставку с 8,75% до 6,25%, что по сути, является достаточно смелым решением.
Но при этом примечателен тот факт, что за тот же период ЦБ отлично справился с задачей поддержания стабильного курса – по сравнению с январем 2016 года в январе 2017 года курс армянского драма к доллару почти не изменился.
Если даже предположить, что дальнейшее небольшое снижение ключевой ставки продолжится и в текущем году, то можно надеяться, что Центробанк вполне в состоянии сохранить стабильный курс.
Согласно отчетам за первые три триместра 2016 года, ЦБ несколько раз проводил валютные интервенции, но при этом сумел восстановить валютные резервы до январского уровня. Это доказывает достаточность средств и способность ЦБ урегулировать ситуацию в непредсказуемых случаях.
При таких аргументах становится очевидным, что хотя колебания курса доллара к драму возможны и даже неизбежны, однако при прочих равных условиях в 2017 году и особенно в первом полугодии 2017 года резкие скачки и рост волатильности валютной пары USD/AMD маловероятны.
Резюме
Если обратить внимание на внешние факторы, такие как курс рубля, то его обесценение в 2017 году не прогнозируется и, соответственно, давление со стороны рубля на курс армянского драма не предвидится. При этом возможно небольшое давление на армянскую валюту из-за возможного подорожания доллара. Именно этими обстоятельствами и политикой ЦБ по стимулированию армянской экономики обусловлены прогнозы о возможном небольшом потенциале повышении курса.
С учетом внешних факторов и парламентских выборов в апреле 2017 года, особых курсовых изменений не произойдет. Что касается первого полугодия 2017 года, то, как свидетельствуют расчеты математической статистики, курс доллара к армянскому драму будет колебаться в диапазоне 480-500 драмов, но, в основном, будет держатся ниже психологической отметки в 500 драмов за доллар.
Экономист Наре Симонян, специально для агентства «АРКА»